Евгений Кибец: Концертный рынок Украины вернулся на 10 лет назад

Промоутер и арт-директор клуба Sentrum - о заработке на зарубежных исполнителях, возможности концерта Foals в Украине и справедливой цене на билеты
Фото: Максим Кудимец/INSIDER
1 липня 201514:00

Евгений Кибец – это и есть Happy Music Group – компания, занимающаяся букингом и организацией концертов в Украине, на счету которой десятки мероприятий при участии зарубежных и украинских артистов. Параллельно с этим Кибец – арт-директор киевского клуба Sentrum.

На фоне общего упадка рынка, деятельность Евгения выглядит, как утонченная форма мазохизма. В то время как фестивали в Украине закрываются, зарубежные звезды перестают ездить, а экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, Кибец продолжает организовывать выступления иностранных артистов и оставаться на плаву.

INSIDER встретился с промоутером, чтобы обсудить, приносит ли это деньги, когда в Украину приедут Foals, что происходит с рынком, и какая справедливая цена билета на концерт в Киеве.

- Первый вопрос, который меня давно мучит. Центрум или Сентрум?

- С. Читается – Сентрум. Ошибка, которую я ненавижу.

- Окей, с этим разобрались. Второй вопрос: я давно слежу за твоим Инстаграмом и всегда удивлялся тому, какое количество концертов ты посетил и с каким количеством музыкантов фотографировался. Как у тебя это получилось?

- За это спасибо надо сказать Антону Абдуллаеву и компании АСА (Alfa Concert Agency). Я у него работал локальным тур-менеджером, сопроводителем артистов. Тогда и пофотографировались.

- Как ты туда попал?

- Я пришел работать в компанию &Artists к Володе Лучкину, моему первому учителю, который сейчас работает тур-менеджером "Океана Эльзы". А он у Антона параллельно был продакшин менеджером. Он меня привлекал сначала посмотреть, а потом и поработать. Года два я там набирался опыта.

 

- В какой момент ты решил, что хочешь заниматься этим самостоятельно и начал что-то делать?

- 2009 год. Я решил рискнуть и деньгами, и всем остальным. Первый концерт у меня был Onyx.

- Которые сейчас опять приезжают.

- Да, я их привожу уже в третий раз. Концерт состоялся в 2010 году и был экстремально сложным.

- Почему?

- Для начала, весь период рекламы нам палки в колеса тыкали всякие ультраправые личности, писали гадости в интернете: "Негры" приезжают" и так далее. В результате, в день концерта под клубом взорвали бомбу. За что нам владелец клуба чуть ли не запретил концерт. Мы наняли 200 правоохранителей, которые окружили клуб. Потому что по-другому никак нельзя было провести мероприятие. Но провели. Выжили.

В прошлом году я привез их опять. До этого их возили другие организаторы, и у них не очень получилось. И в этом году они приезжают, в октябре.

- Ты с этого что-то заработал?

- Onyx вышел в ноль. Потом много мероприятий было в минус. Первое "плюсовое" мероприятие, наверное, было шестым-седьмым. Многие организаторы на первом и останавливаются.

- Почему ты решил заниматься именно этим?

- Я понял, что не хочу сидеть у кого-то в офисе с 10 до 18. Это не мое. Я поставил себе цель, одолжил денег, сделал мероприятие. В последствии, с 2009-го я в офисах и не сижу.

Параллельно я работал у Олега Скрипки, делал "Рок-Січ", "Країну Мрій", возил артистов. Некоторых возил на "Джаз Коктебель". Второй год уже работаем с ZAXIDfest. Должны были работать еще с "Файне Місто" и "Бандерштат", но у них с бюджетами в этом году сложновато. Поэтому западных артистов там как таковых и нет.

- Как появился Sentrum, и, насколько я понимаю, ты там сразу был арт-директором?

- Да. Sentrum открыл Любомир Васильев – это один из совладельцев Crystall Hall. За полгода до открытия мы встречались, даже составляли план-график артистов. Но артисты отказывались ехать, пока в клубе уже кто-то не выступит. Первое мероприятие у нас было с "ДахаБраха". Был sold-out. Потом были Dead Boys Girlfriend, ONUKA и так далее. Любомиру нравится работать со мной, мне нравится работать с ним.

- Что за канитель была с переездом Sentrum (клуб Sentrum переехал из здания на ул. Шота Руставели, 16 в здание напротив по ул. Шота Руставели, 11, – прим.)?

- Я не в праве это комментировать. Скажем так, у первого Sentrum было несколько совладельцев, а у нынешнего – один.

 

- Чувствуется разница между предыдущим и нынешним помещением?

- Это помещение больше. В нем есть соседи, которые периодически мешают проводить саунд-чеки. Раньше ведь все четыре этажа были наши. Но пока уживаемся, находим общий язык, компромиссы.

- Поэтому происходят задержки концертов?

- Да. Но у нас все равно уже запланированы 80% дат до конца сезона.

- А в старом Sentrum что-то происходит?

- Пока нет. Они планируют к осени открыться. Я, честно говоря, не понимаю зачем. Все равно между двумя основными площадками Киева все артисты уже разобраны до зимы.

- В прошлом году умерли многие фестивали.

- Ну, некоторые остались.

- Я имею в виду те, которые возили иностранных артистов. Stare Misto…

- Stare Misto был два года назад. The Best City Ua хотел переехать в Киев – не получилось.

- …Sziget так и не открылся (в 2013 году заявлялось об открытии фестиваля Sziget Украина, запланированном на 2014 год, – прим.).

- В Sziget я не верил изначально.

- Но ты продолжаешь возить зарубежных артистов.

- Да.

- При этом ты возишь не мейнстримных зарубежных артистов. Почему, в чем смысл? Ты разве на этом зарабатываешь?

- Знаешь, это первый год, когда я начал делать наших, украинских артистов и начали появляться заработки с них. Люди начали на них ходить. Раньше была большая конкуренция, их возили все подряд.

- Кроме "ДахаБраха".

- Да. Их как делал "Перекресток", так и продолжает делать. И туда даже влазить не хочется – зачем? У каждого есть свои артисты, и они с ними работают. Наверное, громко будет сказано, что я никогда не пытался ни у кого перебить артистов. Наверное, пытался. Но у нас есть организаторы, которые это делают постоянно. А в случае с "ДахойБрахой", я очень уважаю лояльность самого артиста.

Есть артисты, с которыми если ты раз работал, если они даже становятся топами, то все равно продолжают с тобой работать. А есть те, которым дал на $100 больше, они уже ушли.

А зарубежных – да, вожу, потому что привык. Наших делать классно, зарабатывать классно, но сами концерты мне не интересны в 90%. Я не скажу, что мы возим совсем не мейнстримовых артистов. Но если везти совсем мейнстрим – то они не окупятся и в трех "Сентрумах".

- Сейчас ты везешь Swans, Young Fathers, HVOB, Ghostpoet и Lee ‘Scratch’ Perry. Можешь вкратце по каждому объяснить, почему именно они (интервью проходило за пару дней до концерта HVOB, – прим.)?

- HVOB. Я эту группу почти не знал, я ее везу, грубо говоря, другу. Ему исполняется сорок лет. Он сказал: "Я не хочу застолий, вот этого всего… Давай я сделаю всем друзьям подарок и привезу классного артиста". Мое уважение таким людям. Человек делает концерт за свой счет.

Swans мы делаем совместно с Aby Sho Muzik. Это компания, которая занимается производством винилов. Это наш второй совместный проект. Для меня группа не очень понятна, но те, кто были в живую, говорят, что это потрясающе выглядит. Сразу же возник большой ажиотаж вокруг концерта.

Lee ‘Scratch’ Perry получился внезапно. Он будет выступать в Минске, и нам его предложили. Я не очень верю в регги на нашем рынке. В прошлом году в Киеве выступали The Wailers – и концерт провалился с таким треском… Группа, с которой играл Боб Марли! Lee ‘Scratch’ Perry тоже выступал с Бобом Марли, был продюсером его альбомов. И большего ажиотажа мы не получали за последние несколько лет, как после объявления Perry. Я доволен пока публикой. Думаю, это будет потрясающее закрытие лета. Единственное, что пугает – человеку 80 лет и все возможно. Но контракт уже подписан, ждем.

Young Fathers и Ghostpoet – это наш совместный проект с British Council Ukraine. Они в этом году решили сделать серию концертов, показать молодую британскую кровь. У нас планируется еще два проекта, не будем пока говорить кто.

 

- Часто ты с кем-то кооперируешься при организации концертов?

- Я понял, что как организатору мне с кем-то работать сложно. Если я не контролирую полностью все, я ничего не хочу делать.

- В интернете, после того, как Foals снимали клип в Киеве, не утихают дискуссии о том, когда же Foals будет в Киеве и будет ли?

- Не будет. Они очень дорого стоят для нашего рынка. Чтобы окупить Foals, надо собрать тысячи три человек по адекватной цене. Это нереально. Даже если не три, то хотя бы две с половиной. Я и в две не верю, если честно.

- По какой цене?

- Гривен 500.

- И ты не веришь, что соберут?

-  Не верю.

- Раньше ж ходили?

- На кого?

- Red Hot Chili Peppers.

- Ну, ты же не сравнивай…

- Окей, Kasabian. Но они были вместе с "перцами".

- Сольно я в Kasabian тоже не верю. Они хотели приехать в Украину, но у них гонорар большой.

- То есть ты считаешь, что Foals соберут меньше, чем "Друга ріка"?

- Нет, меньше не соберет.

- "Друга ріка" собрала в Stereoplaza тысяч 4-5.

- Не смеши, пожалуйста. Я знаю, сколько было продано и сколько приглашенных. Это же касается большинства наших артистов, выступающих в Stereoplaza. Процент продаж очень сильно отличается от количества людей в зале.

- То есть у нас публика просто не готова платить деньги за концерт?

- У нас публика просто не знает Foals в массе. И всё.

- А Young Fathers?

- И Young Fathers не знает.

- Но вы все равно их везете.

- Да. Во-первых, Young Fathers стоят намного дешевле, чем Foals. Во-вторых, мы пытаемся доказать людям, что ты должен быть на этом концерте, потому что второго шанса, наверное, не будет. И этот артист будет очень высоко в дальнейшем.

- Как ты вообще оцениваешь концертный рынок в Украине?

- Он вернулся на 10 лет назад.

- И когда он вернется в нормальное положение?

- Когда люди привыкнут, что билет на клубный концерт может стоить 1000 грн. А они не привыкнут еще года два-три.

- И что нужно делать, чтобы исправить эту ситуацию?

- Повысить доходность людей. А этого не произойдет в ближайшее время.

- Все говорят разное: что нужны фестивали, новые группы, музыкальная журналистика, телеканалы…

- Про музыкальную журналистику согласен, но, к сожалению, музыкальных журналистов у нас три-четыре.

Простой пример: 2012 год, средняя цена на зарубежного артиста была 250-300 грн, иногда дороже. Это $40. Ну вот – это 800-1000 грн сейчас. А когда ты ставишь билет 350-400 грн, то кричат: "А почему так дорого?".

Но я и себя ловлю на той же мысли. Я сын этой же страны. Я могу спокойно полететь на Ленни Кравица за 80 евро, но в Киеве за 2000 не пошел бы точно. А это то же самое.

- Что странно.

- Да. Но это уже психология. Плюс, у людей доход остался на том же уровне, они не готовы такие деньги платить. А гонорары для наших стран обычно дороже, чем в Европе. Им не интересен наш рынок.

 

- Почему многие сейчас объезжают Украину? Едут в Москву, Питер, Минск, а в Киев не заезжают?

- Слушай, ну Москва платит всегда намного больше и собирает. Почему вообще сравнивают с Москвой, а не с Польшей? Москва – 15 миллионов человек, конечно там можно собрать…

- Ну, они и до Екатеринбурга доезжают.

- Россия может предложить артисту туры в 10-15 городов. Украина – один.

- Ладно, Бог с ней, с Москвой. Почему в Минск ездят, а к нам не ездят?

- А вот это вопрос. Я прекрасно знаю ребят, которые в Минске делают концерты. Во-первых, Минск сейчас тоже начал хорошо платить. Но в Минске работать намного сложнее, чем в Киеве. Я там работал, мы делали Everlast. В Беларуси очень сложный рынок – даже технический райдер стоит раз в пять дороже, чем в Киеве. И почему артисты с большей охотой едут в Минск – я, к сожалению, не могу сказать. В Минск ездят, к нам – нет. Можно поставить пока точку, карандашом.

- Часто возишь артистов, которые нравятся лично тебе?

- Раньше возил. И понял, что нельзя судить о сборах артистов по своему окружению. Ты его слушаешь, его слушают все вокруг тебя, а за пределами – его даже не знают. Этому есть простое объяснение. Возвращаемся к музыкальной журналистике. У нас нет телеканалов, которые смогут показать этого артиста. Многие слушают его песни, но даже не знают, кто это. В прессе все завязано вокруг 5-6 украинских артистов и все. Про Запад никому ничего не интересно, кроме каких-то громких скандалов. Вот многие про последнее большое событие написали?

- То, что Дейв Грол (солист группы Foo Fighters, – прим.) сломал ногу и отменил сет на Гластонбери?

- Да, об этом только некоторые в Фейсбуке написали.

- По каким критериям ты отбираешь зарубежные группы для выступления?

- Кто согласен, тех и берем.

- И всё? А какая-то концертная аналитика?

- Нет, все просто. Пишем многим. С British Council мы написали где-то 15 артистам. Вот двое согласились, двое думают, остальным – не интересно. Наш рынок им не интересен.

У нас нет официальных фан-клубов, которые покупают membership. У нас нет официальной продажи аудиопродукции. Почему они ездят в другие страны? Поддержать продажи.

- Под конец спрошу у тебя – ты бы советовал людям в Украине заниматься промоутерством?

- Зачем мне конкурентов растить?

- Конкуренция – это всегда хорошо.

- Да нет. Артистов мало, чтобы конкуренцию развивать. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Игорь Тарнопольский: Я пытаюсь отговорить музыкантов быть артистами

Евгений Филатов: В Украине музыкант не может заработать на продаже собственной музыки

Алексей Согомонов о музыкальном рынке: 10 лет назад ситуация была гораздо лучше, чем сейчас

Дмитрий Феликсов: Мы ожидаем сильного роста популярности украинских музыкантов

Организатор The Best City Ua Константин Дудко: Государству не нужно поддерживать шоу-бизнес

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 01:42
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 12 вересня 2019

    Двоє військових загинули в зоні ООС

    Бойовики за добу здійснили 18 обстрілів

     
    • 11 вересня 2019

    Звільнені полонені отримають від уряду по 100 тисяч грн

    Компенсацію отримають 35 звільнених політв'язнів

     
    • 11 вересня 2019

    Це була цілком продумана брутальна операція, що розроблялася довгий час, - Сущенко про затримання

    Сущенка звинувачували в шпіонажі на користь України

     
    • 11 вересня 2019

    Вибухи в Калинівці: попередня причина – загорання трави

    Боєприпаси мали утилізувати

     
Система Orphus