Дмитрий Феликсов: Мы ожидаем сильного роста популярности украинских музыкантов

Совладелец Concert.ua и директор VIRUS Music о состоянии украинского музыкального рынка и его будущем
Фото предоставлено Дмитрием Феликсовым
27 квітня 201512:30

Дмитрий Феликсов один из самых опытных и деятельных концертных организаторов Украины. Его компания VIRUS Music была основана в далеком 1999 году. С тех пор Дмитрий провел сотни фестивальных и клубных мероприятий, в том числе 25-тысячный Global Gathering и нашумевший Sensation.

В 2012 году Дмитрий решил выходить на рынок продажи билетов. Так появилась компания Concert.ua, которая за три года оказалась в тройке лидеров этого рынка.

INSIDER поговорил с Феликсовым о том, почему 2009-й был худшим годом в музыкальном бизнесе, как украинским музыкантам использовать кризис в собственных интересах, и что делать с украинским музыкальным рынком.

- 28 февраля в Киеве одновременно проходило огромное количество разнообразных культурных событий: концерт "Бумбокса" во Дворце спорта, вечеринка радио "Аристократы" в Atlas, концерт Atomic Simao в Планетарии и не только. И все залы были заполнены. О чем это говорит?

- И везде украинские артисты. Это говорит о том, что вырос уровень патриотизма и ушел снобизм относительно своего. Раньше было мнение, мол, "украинское – значит не очень хорошее". Продукты, творчество, телеконтент - все воспринималось со скепсисом.

Но потом с людьми произошла взбучка, они посмотрели и подумали: "а мы не такие и плохие!". Люди идентифицировали себя как украинцев. После этого стали искать украинские товары, продукты питания, артистов. Захотели видеть в них лучшее. Правда, порой даже больше лучшего, чем на самом деле в них есть.

Думаю, будет происходить бурный рост любой украинской сцены. Я считаю, что все украинские продюсеры сейчас должны бросить все свои силы на создание украинского контента. Потому что потребитель готов слушать. Внимательно слушать и прислушиваться ко мнению критиков. Сейчас, если тебе посоветуют послушать какую-то крутую группу, уже не будет важно, что это украинцы, которые записали это в своем гараже.

Будет много контента. Потом отсеется шлак. Важно, что мы готовы пропустить это через себя, стать эдаким фильтром. Отсутствие возможности привозить классных зарубежных артистов дает возможность слушателю прислушаться к своему. А музыкантам надо развиваться.

- Тем не менее, и музыканты, и продюсеры постоянно сетуют на плохую музыкальную инфраструктуру. Что бы вы поменяли?

- Я бы ничего не менял. Это же рынок, он сам себя формирует. Тут не надо садиться в министерстве культуры за большой стол для того, чтобы сформировать инфраструктуру. Если есть исполнители, и им нужно где-то записываться – тут же появятся студии. Если их мало – появятся еще. Если они дорогие – появятся подешевле. Если артистам нужно будет выступать и площадки будут заполнены – значит, появятся новые площадки. Если контент хороший – радиостанции подхватят, и артистов будут слушать. Если спонсор увидит, что на это ходят люди, он начнет инвестировать. Здесь не нужно ничего менять в ручном режиме. Все само происходит.

- Принципиально ли отличается опыт организации рок-концертов и рок-фестивалей от электронных?

- Вы знаете, нет. Разная публика – да, стоит это признать. Но, в целом, это та самая молодежь. Аудитория Brutto, например, состоит на 70-80% из молодых людей 18-25 лет. Такая же целевая аудитория у наших танцевальных мероприятий.

- Как вообще сейчас с танцевальными мероприятиями? Хоть что-то на этот год планируется?

- Мы за прошлый год (2014) из всего, что планировали, провели только одно мероприятие -  День рождения Kiss FM. Оно прошло очень успешно. Было видно, что люди соскучились за рейвами. В этому году мы планируем сделать 2-3 мероприятия. В силу обстоятельств планировать надолго не получается. Это просто опасно. Ранее мы умудрялись в декабре анонсировать план мероприятий на будущий год.

У электронной сцены есть проблема – сильно возросшие запросы артистов и менеджеров.

- Наших или зарубежных?

- Зарубежных. Украинский рынок артистов так и не сформировался. За исключением нескольких, добившихся признания в мире – OMNIA, Spartaque, Настя, может еще пару имен. Как таковой, украинской сцены, которая бы собирала зал 1500-2000 человек, не существует. Мы не можем на украинских артистах формировать рейв-культуру.

Вторая проблема – раздутые гонорары западных артистов. В этом виноваты не украинские промоутеры, а американские, которые разбаловали этих артистов высокими ценами. Рынок в Америке большой, потребляет много такого контента, и готов платить и переплачивать.

Представьте, если вам в США платят $100 тыс., захотите ли вы перелетать океан, чтобы сыграть сет в 10-20 раз дешевле?

Фото Дмитрия Феликсова

- Сомнительное удовольствие.

- Очень. Плюс, накладывается фактор – "Украина? Это что-то странное. Там самолет вроде упал…". В общем, сейчас трудно договориться с хорошими артистами на вменяемых условиях. Поэтому относительно электронной сцены на ближайший год-два я испытываю сдержанный оптимизм.

- Вы руководите VIRUS Music, Concert.ua и рекламным агентством Cloud9. Что сейчас приносит наибольший заработок?

- Трудно сказать… Мы только к августу-сентябрю 2014 года смогли стабилизироваться. Как и многие в Украине, мы просто падали и не чувствовали дна. Каждое наше действие по удержанию или выходу из кризиса являлось недостаточным. Мы полгода падали. К осени смогли более-менее стабилизироваться, чтобы просто прекратить падение.

Сейчас мы ощущаем определенный рост в продажах билетов. Несмотря на упавший рынок, мы чувствуем, как наша персональная доля растет. Мы отвоевываем ее у наших конкурентов. По событиям – появился проект Brutto.

Мы стали зарабатывать. Это чувствуется. Мы перестали думать в категориях иностранных валют, и думаем исключительно в гривнах. Испытываем сдержанный оптимизм.

Рынок событий вернется. Это начнет происходить приблизительно через шесть-девять месяцев после того, как экономика перестанет падать. Если ситуация в стране стабилизируется хотя бы на шесть месяцев, я уверен, что летом начнут анонсировать большие события на осень. Все раскочегарится, вырастут цены на билеты.

Другая проблема, что некоторые украинские артисты продолжают выставлять украинским промоутерам цены в иностранной валюте. Считаю, что таким образом они совершенно не способствуют развитию рынка. И это не патриотично. Знаю даже некоторых, которые с обложек выкрикивают патриотические лозунги, а прайсы ставят в долларах или евро. Это плохо и не правильно во всех смыслах.

- Вы с 1999 года на рынке. Какой год можете назвать самым удачным, а какой – самым провальным?

- 2008 год был пиком экономического расцвета новой Украины. Куча денег у людей, куча денег у спонсоров, куча дешевых кредитов. Он был во всех смыслах самым лучшим. Для нас так точно.

Самым провальным был 2009 год. Даже не 2014-й. Я думал над этим… В 2009-м году мы не сумели сделать правильных выводов. Если бы мы тогда могли перед лицом нависшей экономической угрозы переформатировать многие наши отрасли, то сейчас нам было бы гораздо легче. Если бы тогда мы, парламент и все остальные начали выстраивать правильные экономические процессы и принимать немного другие законы, сейчас было бы легче. А так мы жили в ожидании, что нам кто-то поможет. И меньше всего рассчитывали на самих себя.

Дальше – будет лучше. Потому что мы учимся рассчитывать на самих себя.

- Сколько билетных операторов сейчас на рынке?

- Мы оцениваем рынок в три крупнейших билетных оператора: Karabas, Parter и мы. Операторов есть с десяток. Но игроков – три.

- Как вы считаете, участникам музыкального рынка – концертникам, билетчикам и т.д., - нужна какая-то платформа для консолидации?

- Площадка для общения нужна. Но это должно быть общение, а не выяснение отношений.

- Традиционный вопрос: чего, по-вашему, не хватает молодым группам?

- Работать над контентом. Music is a key. Это главное определение успеха. Музыканту нужно думать только над созданием своего уникального стиля. Что он пишет, что поет, для кого поет. А менеджеру надо просто профессионально выполнять свою менеджерскую работу: искать партнеров, например. Можно к нам обращаться.

- Как Brutto?

- Именно. Я бы хотел привлечь внимание украинских артистов и их менеджеров к нам. Очень хотел бы работать с хорошими артистами.

Феликсов и Сергей Михалок

- Как, кстати, вы начали работать с Brutto?

- Это произошло по стечению обстоятельств. Я знал группу Brutto, знал, что она образовалась из распавшейся группы "Ляпис Трубецкой", но с ребятами знаком не был. Мне поступила информация, что группа ищет возможности для проведения большого концерта в Киеве. Я связался с их менеджером через Facebook, сказал, что мог бы помочь. Так у нас и получился большой концерт в декабре.

Потом ребята сказали, что хотят сделать тур по Украине, и предложили нам заняться им. Это предложение попало как раз в распахнувшееся окно возможностей, когда нам не удалось провести несколько мероприятий в марте.

В итоге мы провели тур Brutto. И сейчас это перерастает в более плотные взаимоотношения. Будем заниматься их гастролями не только по Украине, а и по всем странам, в которых их ждут.

Я очень верю в эту группу. Познакомившись с лидером группы (Сергеем Михалком, – прим.), ребятами, я достаточно проникся их идеологией.

- У них довольно своеобразная идеология…

- Да. Мне нравится, что это не артисты, которые перед выходом на сцену надевают маску какого-то образа и сквозь нее общаются со зрителем. Здесь человек до, во время, и после выступления – один единый образ. Люди так думают и живут. Они настоящие. Это нравится мне и это нравится значительной части аудитории.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 00:31
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 19 серпня 2019

    ВРП відкрила дисциплінарні справи щодо чотирьох столичних суддів. Серед них суддя Майдану

    Національне агентство з питань запобігання корупції та Генпрокуратура подали скарги до Вищої Ради правосуддя на трьох суддів Голосіївського та одного суддю Печерського суду Києва

     
    • 19 серпня 2019

    Змішані бої у Києві: поразка іноземців

    У Києві пройшов восьмий щорічний турнір з ММА

     
    • 17 серпня 2019

    Face-to-face. Бійці ММА помірялись поглядами перед боями

    Зусиллями ринг-анонсера процедура "Face-to-face" перетворилась на гумористичне шоу

     
    • 16 серпня 2019

    Московський суд залишив під вартою шістьох українських моряків

    Суддя відмовилася виконувати рішення Міжнародного трибуналу

     
Система Orphus