Бруно Монсенжон: В природе человечества заложено производить уродов и гениев

Французский скрипач - о Советской России, Святославе Рихтере и украинских музыкантах
Фото с сайта tourdnepr.com
21 травня 201515:20

В Одессе завершилась ретроспектива фильмов Бруно Монсенжона - французского скрипача, который прославился на весь мир документальными картинами о классических музыкантах.

В его послужном списке около сотни фильмов о гениальных композиторах, дирижерах и исполнителях ХХ века: Святославе Рихтере, Давиде Ойстрахе, Гленне Гульде, Иегуди Менухине, Геннадии Рождественском, Дитрихе Фишере-Дискау. В 2004 году он снял кинопортрет молодого украинского скрипача Валерия Соколова.

Фильмы Монсенжона нельзя назвать выдающимися с точки зрения кинематографии, но они определенно уникальны благодаря глубокому пониманию режиссером своих героев, той среды, в которой они жили и творили.  

INSIDER расспросил Бруно Монсенжона о его интересе к Советской России и работе со Святославом Рихтером, авангардной музыке и украинских музыкантах.

- Кем вы себя ощущаете в большей степени: музыкантом или режиссером?

- А зачем отделять эти понятия? И то, и то – музыка. Я сочиняю свои фильмы, как композитор. Например, один из величайших пианистов в истории - Гленн Гульд, с которым мы много и с большим азартом работали, - в 30 лет решил больше не играть перед публикой. Он стал сочинять не только музыку, но и фильмы, радиопередачи, писал статьи, как настоящий большой писатель. Это имело огромное влияние на меня. Так что режиссер и музыкант только на первый взгляд разные профессии, а я не вижу в них разницы.

- Что вас сподвигло на создание фильмов?

- У меня всегда было стремление творить что-нибудь, а не просто выступать. Я просто не знал в какой области. В начале 70-х я записывал множество скрипичного материала для одной примитивной телепередачи об истории музыки в Европе. В течение одного года в студиях я наблюдал, как эти люди работают. И понял, что вот где может быть новаторская область деятельности!

Почти сразу с Иегуди Менухиным (американский скрипач, – ред.) сделал цикл передач о восточноевропейской скрипичной музыке. Я помню три из них: "Цыганский феномен", "Еврейский народ и скрипка" и "Две великие фигуры: Барток и Энеску". Они имели резонанс, и я решил, что это интересно.

Фото: ville-montrouge.fr

- Вы сняли много фильмов о советских музыкантах. Чем обусловлен такой интерес к СССР?

Меня всегда интересовала Россия, ее язык и культура.

Советский Союз был загадкой для меня. Как так может быть: почему такой талантливый народ подчиняется этой системе, почему эта система, в конце-концов, не только порождает мучения, но и выявляет лучшие качества людей?

Это очень интересно. Когда я приезжал в Москву, я будто приземлялся на другую планету. Беседы с русскими дали мне понимание советских людей, раскрыли их щедрость, доброту и необыкновенную скромность, которые меня интриговали. Я хотел не просто опрашивать их, но обращаться к ним. И получал очень эмоциональную отдачу. Кстати, то же самое я чувствую здесь, в Одессе. Мне кажется, что люди тут намного более любопытны, чем избалованный западный зритель. Здесь есть возбуждение, интерес, и меня это очень трогает.

- Как получилось, что закрытый для общения с прессой Святослав Рихтер решил передать вам свои дневники?

- Мне позвонила его ассистент и сказала, что Маэстро хочет, чтобы Бруно сделал его биографию, потому что слухи, которые о нем ходят, не совпадают с истиной, и кто-то должен рассказать правду. Я не понял его: какие слухи я могу развенчать, если ничего о нем не знаю, кроме того, что мы встречаемся каждый год вот уже 25 лет, и он очень приветливо улыбается? И я решил написать ему письмо и попробовать затронуть какие-нибудь вопросы, которые ему будут интересны.

Я писал всю ночь и к утру у меня созрел такой вопрос: что такое гениальность в искусстве интерпретации? Может ли существовать такое понятие? Я взял русский перевод “Утраченного времени” Марселя Пруста, который за несколько месяцев до этого купил в Москве, и нашел эпизод, где он пишет, что актриса Берма в роли Федры добавила к гениальному произведению Расина свою гениальность. Написал все это в письме и отправил факсом в 8 утра. В 10 меня разбудила звонком Милена: “Маэстро хочет вас видеть немедленно”.

- Как работа над биографией трансформировалась в идею фильма?

- Мы работали уже несколько месяцев, когда он прочитал мне то, что писал про мои фильмы о Фишере-Дискау и Ойстрахе в своем дневнике. Я воспринял это, как приглашение: давайте снимем фильм про меня. На тот момент я еще не осмеливался заикаться Рихтеру о работе с камерой. А эти тексты ободрили меня.

Фото: tutti-magazine.fr

- Святослав Рихтер был признанным классиком. А как получилось, что вы сняли фильм про молодого украинского скрипача Валерия Соколова?

- Я сделал фильм про Валеру Соколова, когда ему было только 17 лет. Впервые я услышал его в школе Менухина в Англии, куда меня пригласили играть и показать один из фильмов.

Валера ко мне подошел и сказал, что он хотел побеседовать со мной и сыграть что-нибудь. Когда он мне сыграл, я был шокирован. Я думал, что больше в своей жизни не услышу такой звук, потому что Менухин и Ойстрах уже умерли.

Сегодня есть много прекрасных скрипачей, но где найти интересную личность? А тут – Валера Соколов. Великолепный скрипач, с тех пор он развивался и стал фигурой номер один современной скрипичной музыки.

- Вы знакомы с творчеством украинских композиторов?

- Недавно Валера Соколов играл фантастический скрипичный концерт Станковича, так что я знаком немножко с вашей музыкой. Знаю Сильвестрова, Скорика, дирижера Кирилла Карабица.

- Заинтересовал ли вас кто-то еще из украинских музыкантов как герой фильма?

- Сейчас у меня есть проект с молодым харьковским виолончелистом Алексеем Шадриным, который учится в Ганновере. И я очень надеюсь, что у нас с ним получится вместе снять что-нибудь. Думаю, что Алексей заслуживает большую карьеру. Как все будет развиваться, я не знаю, но считаю, что это один из самых выдающихся талантов нашего времени. Так что у меня есть возможность работать в Украине, с украинскими музыкантами.

- Чем сегодня живет классическая музыка во Франции? Оправдано ли говорить, что классическая музыка в ее традиционной форме умирает?

- Я уверен, что актуальность, к примеру, гениальных сочинений Баха еще не утрачена. В руках интересных, больших исполнителей, такая музыка живет и будет жить. У меня есть история с фильмом о Рихтере в доказательство того, что любой человек может оказаться под большим эмоциональным впечатлением от классической музыки.

Недавно “Рихтер непокоренный” был показан ночью на канале "Арте". На следующий день я был в магазине, где раз в год покупаю бытовую химию. Молодой продавец сказал мне, что ночью видел мой фильм. Он сказал: "Так жалко (тут он употребил вульгарное слово), что это было показано на АРТЕ. Почему не на обыкновенных каналах? Это было невероятно и мне показалось, будто зек к концу жизни пришел исповедаться в своих преступлениях".

Я был поражен! Значит, я не зря сделал этот фильм, потому что обыкновенный человек, который не имеет никакого отношения к музыке и к искусству вообще, был впечатлен. Музыка может тронуть любого человека. Я убежден в этом.

Только вот много людей сбиты с толку этой идиотской фигней, которая бьет по ушам с утра до вечера в транспорте, магазинах, ресторанах. Но я вижу, что на мои фильмы приходят не только старики, но и молодые люди. Это совершенно не зависит от возраста, общества и уровня культуры.

- А как вы относитесь к авангардным формам музыки?

- Мне все равно, как это называется. Считается, что Штокхаузен был в авангарде, что Бетховен был в авангарде, когда написал Большую фугу для струнного квартета или сонату для фортепиано №29. А Бах, когда он написал “Страсти по Матвею”, он что был арьергард?

- Сегодня классические музыканты много экспериментируют со звуком, придавая новое звучание традиционным инструментам. Как вы к этому относитесь?

- Лучше, если для этого будут придумывать новые инструменты. Играть на скрипке за мостом (мост – деталь скрипки, которая приподнимает струны над верхней декой, – ред.) вовсе не нужно. Для этого великолепно подходят новые инструменты, все эти электронные устройства. Заодно можно использовать и скрипку, но она нужна для другого звука.

Недавно я был членом жюри на конкурсе пианистов имени Бузони в Италии. Там было условием для всех финалистов играть произведение английского авангардистского композитора Ребекки Сондерс. Нелегко несколько раз слушать сочинение, если в нем за первые 30 секунд использованы все возможные эффекты (смеется, – ред.). Тут все зависит от гения композитора. Разные эффекты сами по себе не являются музыкальным явлением, но в руках большого композитора это производит колоссальное впечатление и не зависит от формулировки.

- Вы можете назвать выдающихся современных композиторов?

- Конечно. Он уже умер, но это очень важный современный композитор – Лигети. Еще живой венгерский композитор Дьердь Куртаг, великий музыкант и композитор, совершенный авангардист. В Америке также есть талантливые современные композиторы.

Вы знаете, мне иногда снятся такие кошмары, что я родился не в ХХ веке, а в XII, например. Боже, какой ужас! Я бы не знал ни Моцарта, ни Баха, ни Бартока, ни Шекспира, ни Марселя Пруста, ни Солженицына.

А зато мы сегодня живем и не знаем, что будет творится в XXV веке. Наверное, будут тоже большие гении. Не может быть иначе. Это в природе человечества - производить каких-нибудь уродов и гениев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Валентин Сильвестров: Думаю, Путин просто сумасшедший

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 20:54
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus