Арт-протест: как художники выступают против несправедливости

INSIDER собрал примеры самых эксцентричных арт-перформансов
Петр Павленский во время перформанса "Туша". Фото: С.Николаев
9 липня 201414:10

На биеннале современного искусства "Манифеста-10" в Санкт-Петербурге украинская художница обернулась национальным флагом и в таком виде пролежала на мраморной лестнице, напоминая посетителям выставки об актах агрессии России против Украины.

В последнее время художники все чаще высказываются с помощью ярких и неординарных перформансов. Протест может вызвать любая несправедливость: от убийства китов и акул до нарушения прав сексуальных меньшинств. А во времена острых политических изменений акционизм приобретает более агрессивные формы.

Плыть против течения нелегко. Иногда художники подвергают себя публичным истязаниям, чтобы вызвать больший общественный резонанс и заставить власти действовать, а людей – мыслить.

INSIDER собрал примеры эксцентричных арт-перформансов, многие из которых требовали от художников креативности, смелости и силы воли.

Слепое потребление

В январе 2013-го группа студентов арт-вуза из бразильского города Сан-Паоло решила с помощью арт-перформанса протестовать против консьюмеризма как стиля жизни. В одежде, испачканной глиной, с завязанными глазами группа участников акции выходила из торгового центра. У каждого в руках – по 5-6 и больше пакетов с якобы приобретенной одеждой.

Протест против консьюмеризма в Сан-Паоло. Фото: Chinadaily.com

Студенты надеялись, что антишоппинг должен заставить людей пересмотреть свои приоритеты – меньше внимания уделять бездумным покупкам, больше – важным проблемам и созиданию. Новыми перформансами молодые художники обещали удивить Европу и США.

Человек, металл и страдания

Признанного ветерана акционизма Петра Павленского год назад нашли, лежащим обнаженным в свитке колючей проволоки у здания Законодательного собрания в Санкт-Петербурге. Перформанс с красноречивым названием "Туши" был направлен против репрессивных законов – в том числе против закона о запрете ЛГБТ-пропаганды.

Скандального российского художника сначала "пригласили" в полицию, потом – в психиатрическую лечебницу.

Петр Павленский во время акции "Фиксация". Фото: vozduh.afisha.ru

Но уже в ноябре 2013-го Павленский прибил мошонку гвоздем к брусчатке на Красной площади в Москве, приурочив акцию ко Дню полиции. Новая акция под названием "Фиксация", по словам художника, была метафорой на апатию и политическую индифферентность российского общества. Павленский вновь оказался в полиции.

Балет на асфальте

Накануне Олимпийских игр в Сочи улица перед посольством России в Лондоне превратилась в сцену Большого театра: балетные танцовщики в пачках и пуантах, в гриме прямо на асфальте исполнили 10-минутный фрагмент из "Лебединого озера". Перформанс стал протестом против закона, ущемляющего права сексуальных меньшинств в РФ.

Перформанс Swan Lake в Лондоне. Фото: lgbt.org.ua

Выступление было символичным, так как есть информация, великий российский композитор Чайковский и сам был представителем сексменьшинства. Руководила перформансом бывшая артистка английского Королевского балета и хореограф Vanessa Fenton. На костюмах у танцовщиков было написано: "Горд, что протестую".

В фольге

В январе 2014-го итальянский художник Алессандро Раушманн провел в Берлине несанкционированный перформанс солидарности с украинским Майданом.

Обмотанные золотистой термофольгой художники пролежали перед Бранденбургскими воротами при минусовых температурах несколько часов на обледенелой земле, в память о людях, погибших в Киеве. Участники перформанса протестовали против преступлений милиции.

Акция против милицейского беспредела и в память погибших на Майдане. Берлин. Фото: Mitya Churikov 

На место событий приехала полиция, но, узнав, что акция организована в поддержку Майдана, не решилась прервать ее.

Против оружия

Проблему вооруженного насилия в США по-своему переосмыслили местные художники. В апреле 2013 года они вышли к Мемориалу Линкольна в Вашингтоне, улеглись на асфальт, предварительно нарисовав мелом контуры человеческих тел – так, как это делает полиция на месте преступления, когда находит жертву.

Участники перформанса притворились мертвыми. Их было много – как и людей, погибших от огнестрельного оружия в стране.

Перформанс против разрешений на огнестрельное оружие. Нью-Арк, США. Фото: Atrammo.org

Художники таким образом пытались протестовать против разрешения носить оружие всем гражданам США и хотели поддержать реформу законодательства. Кроме того, своей акцией участники почтили память жертв массового расстрела в начальной школе Сэнди Хук – 28-ми детей и учителей. Такие же акции провели в других городах страны.

Как хомяки в колесе

Художники  Ворд Шелли и Алекс Шведер прожили 10 дней в колесе высотой 8 метров, сделанном из дерева и металла, чтобы продемонстрировать обществу – жить приходится сообща, координируя свои поступки с людьми, которые находятся рядом. А еще это своеобразный протест против однообразности наших повседневных действий, которую мы часто не замечаем, следуя привычке.

Проект, который приютила бруклинская галерея Pierogi в феврале этого года, художники назвали "На орбите". "Жители" колеса все время общались с публикой, пришедшей посмотреть на чудаковатых идеалистов.

Перформанс "На Орбите". Фото: галерея Pierogi2000

В колесе было все необходимое: кухня, спальня и даже ванная. Чтобы добраться до нужных им предметов и мебели, художники были вынуждены бегать по своему изобретению вдвоем – и делать это совсем так, как делают мелкие зверьки, живущие в клетках с колесами. Пространство было устроено таким образом, что его жители выполняли одни и те же действия в одно и то же время.

Смертоносная нефть

Арт-активисты из британской группы Liberate Tate в 2011 году облили своего обнаженного коллегу черной вязкой жидкостью, похожей на нефть, протестуя против сотрудничества галереи со всемирно известной нефтяной компанией BP.

Двое участников перформанса в черных одеяниях, похожих на балахоны, поливали лежащего на полу из канистр. Произошло это во время одной из выставок британских художников, которую спонсировали нефтяники.

Акция группы художников Liberate Tate. Фото: Actipedia.org

Зрелищную акцию художники приурочили к годовщине взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Тогда погибли 11 ее сотрудников, а 4,9 миллиона баррелей нефти на протяжении 87 дней выливались в Мексиканский залив, уничтожая все живое.

У всех на виду

Сербская художница Марина Абрамович шокирует публику своими перформансами уже 30 лет. В 1997 году на инсталляции "Балканское барокко" она четыре дня отмывала коровьи кости от крови, протестуя против войны, и вызывая жалость и сострадание в окружающих. Художница хотела доказать людям: кровь невозможно смыть, она не смывается.

Для этого художница собрала вокруг себя две с половиной тонны костей, взяла один сосуд с водой, и разместила это все на фоне проекции фотографий родителей и ее собственного снимка – они пережили Балканскую войну в 1990-х.

Перформанс "Балканское барокко". Фото: tguy.ru.

За эту инсталляцию Абрамович в 1997-м получила "Золотого льва" Венецианской биеннале.

Страдания для сербской художницы – неотъемлемая часть протеста. В 2002 году она прожила 12 дней без еды на виду у всех посетителей галереи Sean Kelly в Нью-Йорке. Ее жизненное пространство в этот момент составляли три высокие деревянные платформы. К ним вели приставные лестницы со ступеньками – ножами мясников, развернутыми лезвиями вверх. У женщины не было уединения, не было возможности сбежать.

Фото: abramovic.garageccc.com. Марина Абрамович во время 12-дневного перформанса "Дом с видом на океан".

В зале был установлен телескоп: каждый желающий мог рассмотреть художницу детально – до последнего волоска на голове. Так Абрамович испытывала любопытство и вызывала сострадание у людей, наблюдая за их эмоциональными реакциями.

На крючке

В 2011 году британская художница Элис Ньюстид решила протестовать против продажи супа из акульих плавников. И не нашла для этого лучше способ, чем подвесить себя на рыболовный крючок, проколов кожу на спине. Художница буквально висела на растяжках и крючках в импровизированной клетке "под морскую тематику".

 Элис Ньюстид во время акции против убийства акул. Фото: Syracuse.com

По словам Элис, она хотела пролить свет на тяжелое положение акул, будущее которых из-за действий людей буквально "висит на волоске". Свой перформанс художница представила в США и Франции.

Иностранцам вход воспрещен

Американскому художнику Максимо Каминеро однажды показалось, что в музее искусств Майами имени Переса выставляют слишком мало работ его коллег из США и слишком много произведений иностранцев. Поэтому он выбрал одну из 16-ти старинных китайских ваз, стоимостью более $1 млн, и разбил ее вдребезги.

Древние китайские вазы, расписанные Ай ВэйВэем в музее Майами имени Переса. Фото: sympathyfortheartgallery.com

Полиция не оценила перформанс и арестовала 51-летнего Каминеро. Он рассказал, что на эксцентричный поступок его вдохновил триптих автора росписи старинной вазы – китайского художника Ай ВейВея, на котором тот изображен бросающим на пол не менее древнюю урну одной из китайских династий.

По мнению эксцентричного художника, американские музеи тратят слишком много денег на яркие экспозиции, забывая о новых именах.

При подготовке статьи были использованы материалы сайтов Фонтанка.ruГрани.ruThe New YorkerOTPradio.comThe Huffington PostTVNZ.co.nzArtUkraineBaltimoreSun.comWoduMedia.comLiberate Tate.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 12:04
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 25 серпня 2019

    Як пройшов Марш Захисників (ФОТОРЕПОРТАЖ)

    Після офіційних заходів на День Незалежності відбувся народний парад

     
    • 23 серпня 2019

    Як проходитиме День Незалежності у Києві

    Що робити та куди піти 24 серпня у столиці

     
    • 23 серпня 2019

    Репетиція ходи до Дня Незалежності від Бадоєва (ФОТО)

    На час репетиціі Хрещатик перекрили

     
    • 22 серпня 2019

    Обвинуваченого у вбивстві журналіста Сергієнка випустили із СІЗО

    Вадима Мельника обвинувачують в організації викрадення та вбивства журналіста Василя Сергієнка

     
Система Orphus