Почему вампиры привлекательнее людей?

Дело не в том, что вампиры привлекательны. Скорее - в том, что омерзительны люди.
15 жовтня 201511:00

Для меня все началось со "Шрека".

Кто его не знает?

Наверное, те, кто не был в начале нынешнего века родителями, да и то вряд ли - вышедший на экраны в 2001-ом "Шрек" имел сумасшедший финансовый успех, превратился во франшизу, ну и стал постмодернистским феноменом.

Сказка для взрослых, украшенная слоганом "Принц не очарователен. Принцесса не спит. Закадычный друг не помогает. Людоед - герой" продемонстрировала, в духе иронической инверсии, то, насколько омерзительны люди, которые в этой сказке совсем не герои, во-первых, а во-вторых, точно уж не заглавные персонажи.

Родители бедной Фионы, запершие ее, во избежание огласки, в башню с драконом, как в "исправительный лагерь" для гомосексуалистов?

Трусливые крестьяне-погромщики, после пары пива несущиеся с факелами к скромному болотному жилищу одинокого людоеда-вегетарианца?

Не говоря уже об омерзительном аристократе-политике, жадном деспоте.

Налицо попытка авторов "Шрека" - и книги, и мульта - разобраться с прошлым с помощью такого оружия, как ирония.

Вот оно, последнее прибежище культуры. Люди такие, какие есть - красный террор, ГУЛАГ, Голодомор, Вторая мировая, Холокост, атомная бомба, Хиросима и Нагасаки, Корея, Вьетнам и прочее, и прочее.

Раз уж нельзя забыть уроки истории, - давайте хотя бы препарируем историю скальпелем инверсии, орудием постмодернизма:

- Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности, - считал Умберто Эко.

Сказка, говорите?

Не стоит презирать сказку. Реализм, конечно, нанес существенный урон ее репутации, но ведь сказками занимались серьезные люди.

Например, братья Гримм собирали и лелеяли старинные предания, считая, что ничто другое, никакие письменные источники, созданные культурными - то есть грамотными - людьми, не отражают так дух народа. Скажем, в предисловии к Deutsche Sagen (2 изд., Берлин, 1865-1866), издатели говорят:

- Человек получает от своей родины ангела-хранителя, который сопровождает его в жизни; это - неисчерпаемое сокровище сказок, саг и историй.

Сказка содержит, стало быть, "дух народа" - то есть, выражаясь современным языком, "коллективное бессознательное". То есть некий общий знаменатель для разных людей, обобщенный опыт человечества в целом.

Современная форма сказки, предания - массовая культура. И один из самых массовых феноменов первого десятилетия 21 века - отличный пример квази-литературы "Сага. Сумерки", и прочие ее метастазы - сериал, сайты, фанфики, пародии, мыльные оперы.

Стоит попробовать отвлечься от удручающей банальности замысла и воплощения, и отнестись к "Саге" как к симптому.

Один из крупнейших культурологов современности Борис Гройс обращает внимание на то, как удивительно меняется коннотация образа вампира в культуре.

Вампир образца Брэма Стокера был воплощением греха, адского соблазна, мистического зла, и к тому же был омерзителен.

Современный вампир нового времени, когда Бог умер, вернее, когда Фридрих Ницше его отменил, ясноглазый манекен Роберт Паттинсон, - персонаж не только привлекательный, но и положительный, особенно по сравнению с представителями сообщества людей.

- Вампир Стокера пытается соблазнить каких-то девушек, но девушки от этого мучаются и умирают, и сам он непривлекателен. Но если мы возьмем современные фильмы, то вампир становится все более сексуальным, все более привлекательным и единственным среди всех - с хорошими манерами и хорошим образованием. Почему? Потому что он - так же как и все остальные люди - не читает книг, но зато встречался с их авторами лично - с Декартом и так далее. Он живет в мире, где все впечатления только личные, поскольку культура уничтожена, но у него большее количество личных впечатлений. Наконец, в сериале "Сумерки" вампир все время отказывается от девушки, которая пытается его соблазнить, он на протяжении всех трех серий отказывается от нее, то есть происходит полное переворачивание. И вампир фактически - это идеал современного человека, потому что он полностью достиг состояния жизни без души. Эта абсолютная бездушность и чистая телесность представляют собой культурный идеал нашего времени, которого, конечно, не каждому удается достичь, - пишет Борис Гройс.

Многочисленная аудитория поклонников "Сумерек" - во всем мире было продано 85 миллионов экземпляров книги, а фильмы заработали в общей сложности за четыре года серия 2,5 миллиарда долларов - вряд ли подвергает анализу свой интерес к вампирской теме. Все проще - как говорит герой телесериала о сверхъестественном "Хемлок Гроув", оборотень, юной героине, проявляющей к нему интерес: "…ты еще вампира поищи, чтобы сообразить платонический "тройничок".

С точки зрения того, что с нами происходит, интерес к сверхъестественному весьма и весьма показателен.

Судя по всему, мы хотим бежать, и потустороннее - не самое плохое место.

Куда бежать тем, кому бежать некуда?

Одинокому мальчику из фильма "Впусти меня"?

Маргарите, ставшей ведьмой от горя и бедствий, которой во тьме сталинской России помочь мог только Воланд? Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Впрочем, зачем усложнять?

Легко можно представить себе реальность как в "Настоящей крови", и вампиров - в качестве модных ньюсмейкеров, которым, в ходе телешоу, можно задать личный вопрос: "Так каким был Шекспир при жизни? Что вы говорите?! Неужели он вот так просто присвоил все эти тексты?!" Или, скажем, в духе женских журналов, спросить у вампира вопрос: "Каков ваш идеальный завтрак?".

Хотя - ответ ведь может и убить ретивого интервьюера. Как в книге покойного Терри Пратчетта "Carpe Jugulum. Хватай за горло!", где портрет прародителя вампирского рода оказался незаконченным: модель в процессе проголодалась, а под рукой никого, кроме художника, не было.

Розділи :

КОМЕНТАРІ

13.11.2018, 13:34
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 19 квітня 2019

    Дебати 2019: Зеленський проти Порошенка (Трансляція)

    На НСК "Олімпійський" починаються дебати двох кандидатів у президенти України Володимира Зеленського та Петра Порошенка.

     
    • 18 квітня 2019

    Прокурор підтвердив, що Павловського більше не підозрюють в організації вбивства Катерини Гандзюк

    Термін тримання під вартою Ігоря Павловського спливає 30 квітня

     
    • 18 квітня 2019

    Огляд рішень уряду: угода з СНД, аеропорт “Придніпров’я” та безпека дорожнього руху

     
    • 17 квітня 2019

    Поліцейські намагались затримати активістку за наліпки. Потім передумали і вибачились

    На місце приїхала слідчо-оперативна група з експертами

     
Система Orphus