Наблюдение за наблюдающим

Почему нет великих художников-женщин?
7 вересня 201510:00

Почему нет великих художников-женщин?

Потому что, прежде всего, женщине нужно было сойти с подиума и взяться за кисть, перестать быть объектом и стать субъектом: и в обществе, и в искусстве.

- Мужчины смотрят на женщин. Женщины видят себя рассматриваемыми, - сформулировал Джон Бергер в своей книге "Ways of Seeing" (1972).

И так продолжалось веками.

Мари-Терез Вальтер, подруга и модель Пабло Пикассо, во времена начала его расцвета в какой-то степени разделила славу художника - во всяком случае в истории искусства осталась. Внук ее, автор недавно вышедшей книги "Пикассо и его женщины", вспоминает слова Мари-Терез:

- По словам Ренуара, сначала художник насилует женщину, а потом начинается работа.

Овладевание материалом такого рода можно называть изнасилованием, можно - добровольной жертвой. Суть дела от этого не меняется.

В 1971 году искусствовед Линда Нохлин именно так назвала свое эссе к каталогу "25 современных художниц" - "Why Have There Been No Great Women Artists?".

В этом самом эссе Нохлин доказательно и с множеством аргументов объяснила, что в области искусства женщина настолько же УРЕЗАНА в правах, насколько и в обществе.

Вот, скажем, возьмем известных художниц 17, 18, 19 века - времен, когда из ремесла дело художника стало искусством, когда художники формально отделились от ремесленников. Художницами становились женщины, которым выпало родиться в семьях профессионалов живописного дела: дочери, сестры. Это были, так сказать, разрешенные занятия - мужчины не возражали, ведь еще одни рабочие руки в мастерской (предназначение которой – заработок) не повредят.

Так и учились дамы в парижской Академии искусств – прежде, чем они входили в класс для занятий, натурщиков ли, натурщиц аккуратно драпировали, прятали всякие выдающиеся органы и признаки пола.

Почему?

Потому что, даже если женщина учит анатомию дабы воспроизводить жизнь, она не на все имеет право смотреть, из соображений приличия.

То есть даже с кистью в руке, в горизонтальном положении, женщина все равно дама, и должна - в переносном смысле - лежать прямо и думать об Англии. Как викторианская жена.

В связи с этим сразу вспоминается Паула Модерзон-Беккер (1876–1907), подруга юности Райнера Мария Рильке. Для своего времени искусство Паулы Модерзон-Беккер (а женщин в академию тогда еще не принимали) было более чем прогрессивным. Например, она предвосхитила экспрессионизм. При этом творчество Модерзон-Беккер не только не принималось за пределами узкого круга, но и после ее смерти Рильке, в посвященном ей "Реквиеме по одной подруге", назвал ее "отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано".

Но вернемся к временам арт-феминизма – 60-70 годам ХХ века. Годом раньше, чем появилось эссе Линды Нохлин, в 1970-м, художница Фэйт Ринголд решила выразить протест против выставки в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке, к участию в которой пригласили только мужчин. К Ринголд присоединилась знаменитая Люси Липпард, критик и куратор, и так возникла группа Women Artist in Revolution, сокращенно WAR - "война".

Чего хотели художницы?

Живя во второй половине ХХ века, они всего-навсего хотели, чтобы их перестали дискриминировать по признаку пола, справедливо считая, что к отбору участников нужно применить пропорциональный принцип.

Интересно обстоят дела в украинском искусстве.

С одной стороны, у украинского арта лицо Жанны Кадыровой, и с этим не поспоришь, а с другой – женщинам приходится доказывать свое право на присутствие и участие. Да и сами художницы неоднозначно относятся к проблеме.

Эти вопросы выпала возможность обсудить с художником Татьяной Малиновской - в прошлом году она выступила в качестве куратора проекта "Ноль без палочки" в Ермилов Центре. Малиновская находится именно в той точке украинского арт-пространства, откуда хорошо видно все разнообразие творчества женщин-художниц, которое она и постаралась отразить в масштабной экспозиции Ермилова.

По-моему, имеющееся в Украине в этой области на сей день – нечто, что было в западном искусстве до наступления нынешней эпохи победившего феминизма. Быть может, это следовало бы назвать "протофеминизмом". Иначе что получается – искусство есть, а термина нет?

Имена украинских художниц можно перечислять долго, а вот одним из первых феминистских стал, на мой взгляд, проект Марины Скугаревой "Созвездие Михаэлиса, или хорошие домохозяйки" (2000-е). Лаконичная, выразительная графика исследовала извивы линий свободного тела и отпущенного на волю подсознания – соединение волхования женских форумов и непринужденных поз обитательниц городских квартир, малогабаритных гаремов и арен семейных битв.

Собственно, вторая половина ХХ века и наши времена знакомят нас с художниками-женщинами, которые с мужчинами вровень - и с точки зрения масс-медиа, и - еще чуть-чуть - арт-рынка. Так, наряду с всемирно известным Дэмиеном Херстом знакома нам и его коллега по группе "Young British Artists" неистовая Трейси Эммин со своими кишащими жизнью кроватями и отчаянными неоновыми призывами.

Если художницы-женщины еще не свободны в полной мере, то к этому все идет.

Так, не прошло и пятидесяти лет после введения 19-й поправки к Конституции США о праве женщин голосовать (1920), как появилось одно из 13 требований, выдвинутых коалицией работников искусства перед музеями (1970):

- …преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к женщине-художнице, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов.

Итак, ХХ век стал веком Луиз Буржуа, Джорджии О”Кифф, Евы Гессе, Эллен Франкенталлер.

Женщина сошла с подиума и взяла кисть в свои руки. А начала с того, что стала наблюдать за наблюдающим.

Мужчина превращается в объект.

Успехов ему на новом поприще.

Розділи :

КОМЕНТАРІ

19.11.2018, 07:52
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 22 лютого 2019

    Суд продовжив строк розслідування щодо вбивства Катерини Гандзюк до 3 липня

    Серед підозрюваних у цій справі голова Херсонської облради Владислав Мангер

     
    • 22 лютого 2019

    Суддя, підозрюваний у хабарництві, повернувся до роботи і отримав з бюджету 160 тис грн

     
    • 21 лютого 2019

    Палії проти активістів: як залякують захисників зелених зон

     
    • 21 лютого 2019

    Поліцейському, підозрюваному у побитті активіста, не змогли оскаржити запобіжний захід

    Працівника поліції підозрюють у побитті активістів під час затримання

     
Система Orphus