В то время как за рубежом инди-лейблы давно отыгрывают принципиально важную роль в становлении молодых групп, в Украине этот институт успел зародиться не так давно, и успешно умереть, не прожив и нескольких лет.
В "доинтернетовский" период украинский шоу-бизнес насчитывал несколько условных "мейджоров" (больших лейблов, работающих с крупными артистами – прим.), с которыми сотрудничали все мало-мальски известные исполнители и коллективы. Но с постепенным падением продаж физических носителей и увеличением роли интернета в продвижении музыки, функции лейблов либо переставали быть востребованы, либо трансформировались в сугубо дистрибьюторскую роль.
Инди-лейблы зародились в США и Британии в далеких 60-х годах. Большинство звезд мировой величины, в основном в начале своей карьеры, сотрудничали именно с "независимыми" компаниями, а к крупным приходили уже имея определенный репутационный актив и фан-базу. Индустрия постоянно видоизменялась, но инди-лейблы всегда оставались компаниями "семейного" типа, где все музыканты знали друг друга, записывались на одной и той же студии и распространяли свое творчество по одним и тем же каналам.
![]() |
Саша Филоненко |
В Украине было несколько попыток создавать инди-лейблы, которые исходили от продюсеров, энтузиастов или же предприимчивых музыкантов. Все они споткнулись на одном и том же – отсутствии заработка.
Солист группы Tape Flakes Саша Филоненко вместе с опытным пиар-менеджером Ирой Семенюк решили вновь ступить на едва проторенную дорожку создали лейбл SnowPuma.
- SnowPuma – это лейбл и ивент-агентство. Сейчас мы помогаем нашим друзьям, хорошим украинским музыкантам, выпускать альбомы, организовываем серию концертов SnowPuma Live и планируем делать ночные вечеринки. В Украине накопилась критическая масса хорошей музыки. Многие инди-музыканты выезжают на чистом энтузиазме, но понятия не имеют, как продвигать свою музыку. Мы решили начать с себя (группы Tape Flakes - ред.) и помочь другим, - рассказывает Филоненко за чашкой кофе в одном из киевских кафе.
Tape Flakes – киевский электро-поп дует, который уже 5 лет ведет творческую деятельность. Популярность группа завоевала в 2014 году, вслед за выходом дебютного альбома "Out There". На примере собственной пластинки Саша, совместно с Ирой, протестировал все инструменты выпуска и продвижения, необходимые для дальнейшего развития проекта. Название SnowPuma родилось из песни "Стадо белоснежно-диких пум" группы Tape Flakes.
- По моим ощущениям, лейблы, которые создавались в Украине раньше, были сделаны чтобы "поиграть в лейбл". К ним можно было прийти, и спустя два месяцы работа ничего не происходило. У нас же уже на данный момент в составе 4 артиста – Tape Flakes, Phylosophie (совместный проект Филоненко с Sophie Villy), группа MAiAK и K.A.T.Y.A (ex-iYa), - рассказывает Саша.
Филоненко убежден, что сам рынок подсказывал необходимость зарождения лейбла:
- Наш лейбл возник, потому что не мог не возникнуть. Просто так вышло, что его сделали мы. И я уверен, что мы только первые, и будут еще (новые лейблы - ред.)
SnowPuma исповедуют довольно прагматичный подход к работе с артистами. У них есть определенные требования, и они знают, чем они могут быть полезны. На вопрос о том, что они могут предложить, Филоненко сразу описывает механику работы с артистом. Она включает:
1) Релиз. Это может быть сингл, EP или полноформатный альбом. Минимум, который должен быть выполнен, – попадание на iTunes и Google Play через специальный дистрибуционный аккаунт, который есть у SnowPuma. При помощи этого аккаунта релиз распространяется как минимум на 30 музыкальных онлайн-магазинов.
2) Промо. Для промо SnowPuma использует каналы, которые удалось накопить за годы работы на музыкальном рынке.
3) Концерты. Организацию концертов, букинг и продажу билетов лейбл тоже берет на себя, а также помогает с разработкой формата презентаций. Помимо этого SnowPuma планирует не ограничиваться на собственных артистах, а также организовывать выступления исполнителям вне лейбла, в том числе из-за рубежа.
- В середине марта состоится совместный концерт российской певицы Наадя и нашей K.A.T.Y.A. Концерты пройдут в двух городах: Киеве и Харькове, мы делаем его совместно с агентством ПМК (одно из крупных украинских концертных агентств, – прим.), - делится ближайшими планами Ира.
Спустя полгода существования лейбла, SnowPuma подготовили уже три релиза – альбом Tape Flakes "Out There", лонгплей группы MAiAK и дебютное EP K.A.T.Y.A "СЕКРЕТЫ".
Филоненко, не стесняясь, называет получившееся сообщество музыкантов семьей. На данный момент в SnowPuma каждый приносит то, что может. К примеру, участники группы MAiAK Ярослав Татарченко и Костя Пуга являются профессиональным звукорежиссерами, потому взяли на себя работу с технической стороной организации концертов.
На данный момент Филоненко выполняет очень много функций: играет в Tape Flakes, создает и записывает музыку в проекте Phylosophie, выступает саунд-продюсером нескольких молодых исполнителей, а также пишет музыку к видеоиграм для одной из киевских студий.
На вопрос о том, не боится ли Филоненко, что работа в SnowPuma может мешать созданию музыки, Саша отвечает откровенно:
- Честно говоря, боюсь. Но мне это очень интересно.
Именно поэтому Саше отходит скорее творческая половина работы над лейблом, а Ира занимается организационными и промо-вопросами.
- Главное, что за прошлый год украинская музыка наконец начала попадать к людям, до которых она раньше просто не доходила. Люди, которые читали и смотрели лишь определенные передачи, заметили новый украинский продукт. Начали слушать и говорить "Как это так? Я никогда не думал, что у нас вообще такое есть!", - отмечает Ира рост спроса на новую украинскую музыку за прошлый год.
Глобальная и в то же время первоначальная цель лейбла - сделать из SnowPuma сильный бренд, ассоциация с которым будет являться знаком качества, как для артиста лейбла, так и для привезенного музыканта.
- Я в последнее время заметил, что люди выбирают музыку не из-за самой музыки, а руководствуясь неким облаком тегов, которое к ней привязано. Например, группа Tape Flakes – это а) из Киева, б) были на таком-то фестивале, в) про них написало какое-то авторитетное издание. И поэтому нас могут слушать. А не потому, что просто классная музыка. Хочется, чтобы SnowPuma стала именно таким облаком тегов и синонимом хорошего вкуса, - делится своим видением Саша.
![]() |
Ира Семенюк |
По сути, SnowPuma будет брать на себя менеджерские функции, которыми музыканты, по большому счету, могут заниматься и сами. На вопрос о том, что же такого может лейбл сделать, чего не может сам артист, Ира отвечает:
- На самом деле мы просто делаем ту работу, которую начинающие музыканты могут делать и сами. Со временем, когда их уровень вырастает, работы как в менеджменте, так и в творческой части становится больше, и менеджмент надо передавать тем людям, которые делают это профессионально. Если музыкант успевает и творчеством заниматься, и менеджментом, то это может означать только то, что группа остановилась на некотором середнячковом уровне и никуда не растет.
Лейбл строит грандиозные планы, при этом не зажимает себя в ограниченные форматы. Принцип подбора групп Саша характеризует так: "мы берем тех, кто нам нравится". Как показывает практика, в музыке такой подход зачастую себя оправдывает. Условия сотрудничества при этом более, чем демократичные, построенные на том, чего Филоненко сам, как музыкант, ожидал бы от лейбла.
В ближайших планах SnowPuma – выход в свет на большом концерте SnowPuma Live, которая пройдет в ATLAS, где будут выступать трое из четырех артистов лейбла. Скоро ребята планируют подписать еще один коллектив, но пока не признаются какой именно.
За деятельностью новорожденного лейбла сразу же начало пристально следить украинское музыкальное сообщество, а после беседы с Сашей и Ирой еще долгое время не покидает желание если не посотрудничать, то хоть чем-то помочь благому делу, которым ребята занимаются.
Возможно, с появлением таких инди-лейблов, как SnowPuma, мы вплотную приблизились к зарождению нового украинского музыкального рынка.
https://www.youtube.com/watch?v=dENd0OE9em4