Как "игра в театр" поможет пережить войну

"Театр для диалога" дает возможность пройти психологическую реабилитацию. Коллективно и самостоятельно отвечая на важные, порой жизненно важные вопросы
Фото facebook.com/theatrefordialogue
26 вересня 201408:27

Как часто мы можем позволить себе остановиться и спросить у незнакомых людей на улице, что они ощущают из-за войны? Страшно ли им? Нужна ли им помощь? Думаю, что ответ очевиден.

На днях в индустриальном павильоне кинотеатра ГогольFest, среди кирпичных стен и деревянных лавок, совершенно незнакомые друг с другом люди с помощью театральной постановки пытались выразить свои мысли и чувства, связанные с войной.

Это была презентация новой концепции социально-политического "Театра для диалога", где актером может стать любой зритель.

С помощью простенького реквизита актерам удается создать образы, навеянные сюрреалистичной украинской действительностью: уже через пять минут после начала работы на сцене стоят Безразличие, Насилие, Жадность, Агрессия и Горе.

Интерактивность, непривычная для классического театра, моментально захватывает зрителя: не секрет, что на сцену хоть раз в жизни мечтали подняться, пожалуй, все. И вот уже они поделились на две мини-труппы, которые сообща поставили сценку о войне.

В одной герой пытался снять квартиру в столице, имея в кармане паспорт с донецкой пропиской. В крыше над головой, несмотря на солидную арендную плату, ему отказали - хозяйка квартиры боялась, что не сможет потом выселить квартиранта.

По сюжету второй, отец троих детей проведал раненого в АТО друга в больнице и неожиданно для себя оказался перед выбором: остаться дома или идти в армию? Защищать семью или страну?

Обе ситуации уже знакомы многим украинцам не понаслышке.

Прелесть "Театра для диалога" в том, что любой зритель из зала может остановить действие на сцене, заменить актера и предложить свое решение ситуации. Вот так просто.

Знаете, как можно уговорить владельца квартиры войти в положение людей, вынужденных бросить свой дом и начать жизнь с нуля?

Вашим идеям здесь будут рады. Вы - хозяин театрального, а заодно и жизненного конструктора: можете построить дом, а можете его разрушить.

- Это хороший способ высказаться. Не только словесно, но и с помощью языка тела, взаимодействия с другими персонажами, - делится впечатлениями 25-летний Захар.

- Сейчас люди оказываются в схожих ситуациях. И очень сложных. Если мы будем говорить о них и вместе искать решения, всем будет легче. Нужно не держать в себе, а обсуждать, - обращается к группе участница Анна.

После небольшого перерыва в следующем акте каждый участник пытается изобразить свой самый большой страх, связанный с войной. Изобразить с помощью жестов и движений. В таком положении актер застывает.

Кто-то из актеров боялся, что его убьют, кто-то - что никто не придет на помощь. Один человек опасался стать плохим и самому навредить окружающим.

Когда в одной безмолвной и недвижимой миниатюре замирают более дюжины человек - с условным оружием в руках, или сжавшиеся в комок от безысходности, - дыхание перехватывает. А ведь это отражение скрытых переживаний чуть ли не каждого второго украинца.

Когда сцена закончилась, у каждого спросили, что он чувствует. Самые плохие ощущения были у тех, кто стоял под прицелом воображаемого оружия.

Честно признаюсь: поначалу мне показалось, что эти упражнения - всего лишь игра. Ведь театр непрофессиональный, а на сцене - не драма Шекспира. Но "Театр для диалога" ценен тем, что он дает практическую возможность и проявить себя, и пройти психологическую реабилитацию, коллективно и самостоятельно отвечая на важные, порой жизненно важные вопросы: переводить ли деньги на счета раненых, идти ли в добровольцы или Нацгвардию, оставляя дома семью, но защищая страну.

- "Театр для диалога" - это формат социально-политического театра. Здесь у каждого человека есть инструменты, как у любого профессионального актера, с помощью которых он может выразить себя, - рассказала сооснователь театра Яна Салахова.

- На "Гогольфесте" мы подняли тему войны. Фан - это фан, но каждый человек должен разобраться, какова его роль в происходящем. Для того, чтобы поняв, где она, применить в нужном направлении свою энергию. Если голос каждого будет услышан, есть шансы, что можно поменять жизнь к лучшему, - уверена она.

Сейчас инициатива набирает обороты: "Театр для диалога" будет работать в местах проживания переселенцев с Востока, а поставленные спектакли покажут всем желающим. И может быть, хотя бы крохотной части этих людей станет легче реабилитироваться.

Идеализм, скажете вы?

Безусловно. Но пробовать и надеяться нам уж точно никто не может запретить.

Завершу рассказ показательным случаем. В середине сентября на станции метро Крещатик мужчина и женщина средних лет вместе, держась за руки, прыгнули с платформы под поезд.

Как стало известно позже, они приехали в Киев из Луганской области, оставив там дом и работу. Супруги не смогли справиться с ситуацией.

Может быть, у них не было средств к существованию.

Возможно, они чувствовали себя одинокими.

Или им просто не с кем было поделиться переживаниями.

Розділи :

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 00:13
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 18 квітня 2019

    Прокурор підтвердив, що Павловського більше не підозрюють у вбивстві Катерини Гандзюк

    Термін тримання під вартою Ігоря Павловського спливає 30 квітня

     
    • 18 квітня 2019

    Огляд рішень уряду: угода з СНД, аеропорт “Придніпров’я” та безпека дорожнього руху

     
    • 17 квітня 2019

    Поліцейські намагались затримати активістку за наліпки. Потім передумали і вибачились

    На місце приїхала слідчо-оперативна група з експертами

     
    • 17 квітня 2019

    Огляд судів у справах Майдану за 16 квітня: “Беркут”, побиття, розстріл

     
Система Orphus