Мы смотрим кино гораздо чаще, чем украинцы его снимают

Паразитирование на патриотических чувствах - не самый удачный маркетинговый ход для отечественного кино. Нужно учиться снимать
digiday.com
14 липня 201407:00

Нынешний Одесский международный кинофестиваль можно считать бенефисом украинского кинематографа. Суммарно в разных программах представлены 8 полнометражных фильмов, снятых нашими силами и в копродукции, 3 документалки, 13 короткометражек.

Казалось бы, вот оно - долгожданное количество, за которым, согласно древним преданиям, последует качество. Но в ближайшие годы этого не произойдет. Чтобы утверждать подобное, достаточно обладать лишь одним знанием - на востоке Украины продолжаются военные действия, требующие денег. А когда они, действия, прекратятся, деньги понадобятся явно не для кино.

Отечественный кинематограф находится в позе эмбриона и прокормить сам себя не сможет. Одна из причин кроется в политике Госагентства по вопросам кино. Удивительным образом это ведомство собрало вокруг себя не простых режиссеров, а сложных и многогранных "гениев" от искусства. Они, словно малые дети, выучили лишь одно слово - "дай". А вот его антоним с приставкой "от" запамятовали.

Ни одна украинская картина не имела успеха в прокате и к нему даже не стремилась.

"ТотКтоПрошелСквозьОгонь" (Михаил Ильенко, 2011) взял у государства 10 млн грн, а по результатам проката принес 1 млн грн. 

"Иван Сила" (Виктор Андриенко, 2013) стоил 15,6 млн, а заработал - 820 тыс. грн.

Коопродукционный "Параджанов" (Елена Фетисова, Серж Аведикян, 2013) Украине обошелся в 9,9 млн, а проданных билетов оказалось лишь на 235 тыс. грн.

Такая статистика отпугивает частных инвесторов от отечественного "кинобизнеса". Ведь они тоже привыкли получать, а не отдавать.

Дискуссии о выходе из кинематографического кризиса стали перманентными. Последние несколько дней просторами украинского интернета курсируют выдержки из речи гендиректора "1+1 медиа" Александра Ткаченко, сказанной по поводу развития национального ТВ- и кинопродукта.

- Украина полна талантов… Свое снимать будет дешевле… Вот, вроде, и поляки хотят с нами сотрудничать…, - это основные тезисы его выступления.

В очередной раз конкретику оставили на верхней полке, прихватив лишь призывы в вечность. Тем не менее, некоторые деятели от кино подобными тирадами впечатлились и уже опять заговорили о создании рабочей группы для разработки механизма чего-то там.

В трагическом для нашей страны феврале, отечественные "кіномитці" уже приходили к выводу о нужности современных механизмов для развития синематографа. Тогда же стало очевидно, что в переменах нуждались и другие отрасли просвещения. Была создана Ассамблея деятелей культуры Украины. В ее состав, среди прочих, вошли представители кино - режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, руководители кинотеатров и пр. Они собирались в помещениях Минкульта, обменивались мнениями и проводили встречи с европейскими коллегами…

Но вот пришла пора определиться с единым кандидатом на пост главы Госкино, и все скатилось к взаимным обвинениям в непрофессионализме, подсчетам кому, сколько и на что дали из бюджета, морального давления и других нелицеприятных вещей.

А что же кино? Да ничего. Национальный прокат до сих пор оккупирован российскими комедиями, несмотря на объявление бойкота всему, что создано в РФ. К примеру, в марте из 10 фильмов таковых было три.

Если же взору и предстает что-то наше, украинское, то качеством оно оказывается еще ниже, чем сделанное "братьями".

Человека, через глаза, сердце и мозги которого прошли сотни хороших фильмов, не убедить в том, что "Иван Сила" - это кино, а не растянутая серия "Ералаша".

Опытного зрителя не переубедить также в том, что "ТотКтоПрошелСквозьОгонь" не снимали исключительно в угоду себе ВсемуТакомуТворческомуВзрощенномуНаУкраинскомПоэтическомКино.

Есть вопросы и по "репродукциям" Любомира Левицкого, пускай снятым и на частные средства. Что для себя нового в съемке или шутках из его "Ломбарда" могут почерпнуть те, кто видел все фильмы Гая Риччи. Ну, кроме того, что "та це ж українське кіно!"?

Тем, кто смотрел все части "Кошмаров на улице Вязов", все "Крики" и все "Звонки", где им пугаться в "Тенях незабытых предков" или "Синевире"? Ах, ну да, главное, что "це ж українське кіно".

Это весьма сомнительный аргумент. Мы покупаем продукты питания, одежду, бытовую технику отечественного производства не только из-за любви к стране-производителю, но из-за качества. Единицы будут давиться колбасой, на 90% состоящей из туалетной бумаги, и при этом ее нахваливать, зная, что в том же магазине есть товар лучше, но на его штрихкоде выбиты не милые сердцу цифры "482". Кино, выходящее на большие экраны - продукт, кинопрокат - рынок. Паразитирование на патриотических чувствах - не самый удачный маркетинговый ход, как показывают вышеуказанные сборы.

Иногда складывается впечатление, что наши сценаристы, режиссеры и прочие сочувствующие думают, что украинский зритель не видит дальше своего телевизора. Где плохо и неубедительно играют. Где плохо и шаблонно снимают. Где плохо и через заднее место рассказывают плохую и односложную историю. На этом фоне все вышеперечисленные работы вроде как уже и хороши. И "Параджанов" - достойный байопик.

Но это не так. Есть мировое кинонаследие, и его терабайты пока еще доступны через торренты. Именно благодаря ему зрители научились отличать хорошее кино от плохого. И шансы появления хорошего равняются 1-1, т.е. нулю, если наши киноделы продолжат корчить из себя нилов армстронгов, когда в любом жанре кинематографа уже и ступить некуда.        

Защитники и приверженцы скажут:

- У нас нет традиций и опыта.

Но ведь они есть. Имена классиков украинского кино - Сахненко, Довженко, Параджанова – известны во всем мире. Получите традиции, и распишитесь.

Да, украинский опыт в 1990-е ушел в затяжной отпуск.

Да, в это время мировая киномашина и не думала сбавлять ход.

Да, многому нужно научиться.

Но ведь никто не держит знания за семью замками. Вбей в Гугл и получи любые пособия по теории или практике. Велосипед не нужно открывать заново.

Около пяти лет назад режиссер Николай Засеев-Руденко ("Чорна рада"), когда ему в Запорожье на встрече со СМИ высказали негодование по поводу пророссийской картины Владимира Бортко "Тарас Бульба", сказал:

- Дайте мне $20 млн, и я сниму украинского "Бульбу".

Как режиссер, он, безусловно, выполнил бы эту угрозу. Но зритель после увиденного опять захотел бы лишить себя зрения.

Главное, что нужно усвоить - переснимать уже существующие фильмы и вдохновляться ими, делая к ним отсылки, совсем разные вещи. Наши "митці" упрямо не хотят учитывать тот факт, что мы смотрим кино гораздо чаще, чем они появляются на съемочной площадке. 

Розділи :

КОМЕНТАРІ

17.11.2018, 05:15
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus