10 лучших фильмов о самом худшем

Предлагаем подборку фильмов о самом страшном – войне
7 березня 201415:50

Если раньше на улицах украинских городов чаще всего можно было услышать ругательства в адрес политиков или же разговоры о каких-либо бытовых проблемах, то сейчас главное слово – война. 

Кто-то произносит его дрожащим голосом с ужасом во взгляде, а у некоторых почему-то появляется огонек в глазах.   

INSIDER попросил российского кинокритика Екатерину Барабаш назвать десять лучших фильмов о самом ужасном на свете - войне. Чтобы помнить и не допустить.  

"Проверка на дорогах", Алексей Герман

1971

Надо ли удивляться, что фильм был положен на полку сразу же по окончании производства? История коллаборациониста, солдата Лазарева, сдавшегося в плен и присоединившегося к власовцам, вызвала возмущение киноначальников.

Ведь "Проверка на дорогах" - картина не о том, как мужественно сражались партизаны и как умирали не сдавшиеся в плен советские солдаты. Она – о том, что самая главная и самая страшная война – это не снаряды, бомбы и кровавое месиво вокруг, нет, самая страшная война – она внутри тебя.

Самое мучительное – уметь простить, как сумел это сделать командир партизанского отряда, бывший сельский милиционер Локотков в мудром исполнении Ролана Быкова. Самое страшное – зная, что даже если останешься жив в лютые морозы, под пулями, но впереди неминуемый трибунал, – горевать от того, что в душе – только пустота, раскаяние и презрение к самому себе. И страх, от того, что с этим и умрешь без надежды на прощение ни на земле, ни на небе.

У каждого – своя война.

"Жизнь прекрасна", Роберто Бениньи

1997

"Жизнь прекрасна", несмотря на оглушительное количество призов и номинаций, все-таки заставила воротить нос многих рафинированных зрителей и критиков – эта картина стала одной из первых попыток осмыслить через стихию юмора не просто трагический опыт Второй мировой, но и Холокост.

Смешной, обаятельный, трогательный Гвидо, влюбленный в свою жену и обожающий маленького сына, объявляет свою войну всему гитлеровскому рейху. В его жизни и жизни его пятилетнего сына войны нет.

Сын не должен о ней узнать, его детский мозг не должен взорваться от ужаса. Поэтому, попав вместе с мальчиком в концлагерь, Гвидо выдумывает историю – "малыш, это такая игра, вот эти люди в военной форме нас ищут, а ты должен от них прятаться. Мы с мамой выложили за эту игру кучу денег".

Шумное, местами на грани фола, как и сам режиссер, кино с его лубочной эстетикой легко заставляет всех поверить в относительность всякого явления. Даже такого, как Вторая мировая война.

"Апокалипсис сегодня", Френсис Форд Коппола

1979

Многократно переоцененный критиками и различными энциклопедиями фильм Копполы, тем не менее, незаменим для тех, кто хочет видеть в кино войну, возведенную в ранг Абсолютного Зла. Собственно, для этого, а вовсе не для вязких рассуждений на тему Добра, Зла, Судьбы, Бытия и прочего, снимался "Апокалипсис сегодня".

История помешавшегося на войне полковника Курца (Марлон Брандо), оставшегося во Вьетнаме и сколотившего там военную команду из местных жителей-вояк, - отличный антивоенный агитпроп, едва ли не лучшее с точки зрения визуального искусства кино из всех, когда-либо снятых про войну.

"Апокалипсис сегодня" уверенно, как знамя победы, проносит через дебри собственных псевдофилософских заклинаний, ослепительно простую и гениально воплощенную мысль: война – это кошмар кошмаров.

"Восхождение", Лариса Шепитько

1976

Фильм "Восхождение" снят по повести одного из лучших советских писателей Василия Быкова "Сотников". Лариса Шепитько прочитала эту повесть о партизане Сотникове и предателе Рыбаке как современную историю Христа и Иуды.

С той только разницей, что современному Иуде, предавшему своего Христа, даже не нашлось подходящей осины, где бы он мог повеситься. Предельно жесткий режиссер, Шепитько каждым кадром подкрепляет мысль о том, что свобода – понятие внутренне.

Сотников, закончивший жизнь на немецкой виселице, обретает вечную свободу не сдавшейся, не продавшейся души, в то время как Рыбак обречен всю земную жизнь мучиться в поисках осины.

И последний кадр фильма – он о том же. Рыбак стоит перед открытыми воротами, завороженно глядя на оглушительные знакомые просторы. Там – река, луг, поле, кромка леса. Он делает шаг навстречу свободе. Ворота закрываются. Свобода предпочла остаться с Сотниковым.

"Бесславные ублюдки", Квентин Тарантино

2009

Можно по-разному относиться к этой фантазии неожиданно состарившегося подростка Квентина. Можно усомниться в осмысленности тарантиновского фильма-сновидения. Можно задаться вопросом "А стоит ли игра свеч, стоит ли ловкость рук режиссера потраченных на нее громадных денег?"

Но все это неважно, потому что Тарантино, сам того, как обычно, не осознавая, сделал важнейшую вещь: он перевел Вторую мировую войну в категорию мифов. Война в кино – это, конечно, всегда миф, но тарантиновские герои уже стали одной ногой в энциклопедии рядом с Зевсом, Аполлоном, Афродитой…

Безумный рассказ об американских евреях-отморозках, сколотивших отряд мести фашистам и закончивших Вторую мировую в 1943-м гибелью нацистской верхушки в очистительном огне пожара, стал личной неудачей Тарантино и большой удачей мирового кино, которое наконец избавилось от чувства неловкости перед величайшей трагедией ХХ века.

"Туфельки", Константин Фам

2012

Наверное, чуть более сентиментальный, чем надо, но исключительно трогательный и трагический короткометражный фильм "Туфельки" остался совершенно не замеченным, например, в России, хотя получил массу международных наград.

А жаль. 20-минутная история пары женских красных туфелек, начавшаяся в витрине магазина и закончившаяся на свалке обуви казненных в Освенциме, стала самым простым, до слез детским рассказом о том, что такое война.

"Шоа", Клод Ланцман

1985

"Шоа" ("Катастрофа") Клода Ланцмана – самый, наверное, "бесстрастный" фильм о Второй мировой войне и о Холокосте. В нем даже нет хроникальных кадров, показывающих кошмар концлагерей – только рассказы тех, кто убивал, тех, кого убивали, и тех, кто "просто был рядом".

Как, например, парикмахер из Освенцима. Когда Ланцман снимал (а начал снимать он в 1974-м), многие из тех, кто отправлял в газовые камеры, были еще живы. Их надо слушать, их надо смотреть, чтобы ощутить всю эфемерность Истории, которая порой впадает в детство, возвращаясь в Средневековье.

Стоит послушать в фильме один лишь рассказ парикмахера о том, как он стриг женщин непосредственно в газовой камере… Или осознать, что поезда, из многих стран свозившие несчастных к местам умерщвления, организовывались с помощью обычного бюро путешествий, по строгому расписанию, минута в минуту… Что гестапо оплачивало билеты в один конец, со скидкой за "опт", а детям до четырех лет и вовсе бесплатно…

И подумаешь: а может, не так уж неправ был Ницше, убежденный, что Бог умер?

"Тонкая красная линия", Терренс Малик

1998

Как писал Твардовский в "Теркине", "на войне сюжета нет". И несмотря на то, что в фильме (напомним, что картина Малика – римейк одноименного фильма 1964 года, который, в свою очередь, – экранизация одноименного романа Джеймса Джонса) вполне четкий внешний сюжет, действие происходит словно в вакууме.

"Тонкая красная линия" - история о сражении за остров Гуадалканал, куда высажен американский десант – группа солдат. Скованные одной цепью приказа, они машинально за что-то воюют, но каждый из них давно забыл, а может, и вовсе не знал – за что. Каждый из этих заложников кровавых амбиций политиков и военачальников переживает в себе свою собственную незатейливую войну – кого-то жена не дождалась, у кого-то табак кончился…

А вместе они несут кровь и смерть, как тот самый крокодил, с которого начинается фильм. Этот крокодил залезает в реку, пугая и пожирая на своем пути все живое. В фильме отличный актерский состав – Шон Пенн, Вуди Харрельсон, Джон Траволта, Джон Кьюсак, Ник Нолти и др.

"Отец солдата",  Резо Чхеидзе

1964

"Отец солдата" - фильм о невозможном. Странствия главного героя, грузинского старика-крестьянина Георгия, по белу свету в поисках своего сына на кровавых просторах Великой Отечественной войны – это картина раз и навсегда отвечает на вопрос: "Возможен ли благополучный исход войны?" Невозможен. Никогда.

Даже водрузив над рейхстагом знамя Победы, победившая страна навсегда лишается всего того, что было до войны, - порваны нити, из которых сплеталась сеть мирной жизни. И образ старика, гениально сыгранный Серго Закариадзе, - лучший памятник невозможности прежнего бытия.

"Иваново детство", Андрей Тарковский

1962

Экранизация рассказа Владимира Богомолова "Иван" Андреем Тарковским – один из самых страшных фильмов о войне. Война как инструмент дьявола, придуманный не столько для того, чтобы убивать, но в первую очередь для того, чтобы насиловать Природу.

Не зря Тарковский назвал фильм не так, как назывался рассказ Богомолова, а вынес в название слово "детство". У 14-летнего Ивана (первая и совершенно выдающаяся роль Николая Бурляева), потерявшего на войне всех близких, детство осталось только в снах.

Когда глаза мальчика закрываются – начинается детство. Открываются - просыпается ненависть. Это ненависть не только к врагу – Иван ненавидит саму жизнь, чья логика навсегда разрушена.

А самое страшное в фильме то, что, узнав о гибели Ивана, ты в глубине души понимаешь ее закономерность и в определенном смысле – ее гуманность.

Человек, у которого сама жизнь – постоянный источник ненависти, разрушен до такой степени, что его физическая смерть уже ничего не значит.

Розділи :
Якщо ви знайшли помилку на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

КОМЕНТАРІ

14.11.2018, 17:53
Додати

ГОЛОВНА ШПАЛЬТА

    • 31 березня 2020

    Land Rover, Lexus та елітні годинники: що задекларував новий глава МОЗ

    За минулий рік Степанов заробив 87 807 грн як очільник Одеської ОДА і отримав проценти в Ощадбанку на суму 2,83 млн грн

     
    • 31 березня 2020

    Авто за мільйон гривень та готівка: що задекларував новий заступник Венедіктової

     
    • 30 березня 2020

    Рада підтримала “антиколомойський” законопроект

     
    • 30 березня 2020

    Рада з другої спроби обрала очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

    Верховна Рада України у понеділок, 30 березня, з другої спроби проголосувала за призначення очільників МОЗ та Мінстерства фінансів

     
Система Orphus